Форум » Направления, стили, техника, музыка и т.д. и т.п. » 4 столпа арабской музыки » Ответить

4 столпа арабской музыки

Ольга Замрева: Ум Кальсум Из Википедии: Настоящее имя Фатма Ибрахим аль-Бальтаджи, араб. فاطمة إبراهيم البلتاجي‎‎‎‎; 4 мая 1904, Тамаз эс-Захайра — 3 февраля 1975, Каир) — египетская певица, автор песен, актриса. Одна из наиболее известных исполнителей в арабском мире. Спустя больше чем три десятилетия после её смерти, многие считают её самым выдающимся исполнителем в арабском мире XX столетия. Биография Родилась в бедной семье в маленькой деревне в дельте Нила. Ещё в детстве у неё обнаружился певчий талант. Её отец был имамом местной мечети. Он учил её читать коран, и она, как говорят, запомнила всю книгу. Отец зарабатывал пением на религиозных праздниках а также был чтецом Корана. Сначала она прославилась как чтец Корана на свадьбах. В 1935 году Умм Кульсум дебютировала на радио. С 1937 солистка Каирского радио, в 1930-40-х гг. снялась в нескольких музыкальных фильмах. Прославилась исполнением арабских песен. Пик популярности пришёлся на бурное время 1950-х годов. В 1975 году в похоронах любимой певицы участвовали многие лидеры арабских стран, а на улицы Каира в знак скорби вышли свыше двух миллионов человек. В 1982 в Египте для композиторов и исполнителей арабских песен учреждена премия им. Умм Культум. На аукционе в Дубае 29 апреля 2008 года любимое украшение певицы — девятирядное ожерелье, составленное из 1888 жемчужин, подаренное певице шейхом Заидом ибн Султаном Ал Нахъяном было продано за $1,38 млн.

Ответов - 4

Ольга Замрева: Farid Al-Atrash Печальный Принц Имя "Фарид" озанчает "уникальный", и он был уникалный во всем. Прежде всего, Фарид Аль-Атраш был настоящим принцем. Сирийским. Его родителями были принцесса Алия и принц Фадх Аль-Атраш, возглавлявшие религиозное движение «друзи». После смерти отца Фарид с матерью и сестрой Амаль вынуждены были уехать в Египет, оставив позади не только преследования французских колониальных властей, но и титул, и богатство. В Египте Фарид пошел учится в хор при местной христианской церкви. Руководителю хора понравился голос мальчик, но не понравилось его бесстрастное выражение лица. Он посоветовал Фариду плакать при исполнении церковных гимнов, чтобы производить более глубокое впечатление на слушателей. Это совет оказал влияние на всю музыкальную карьеру Фарида – он честно поддерживал свою репутацию «печального» певца. После хора Фарид поступил в консерваторию, а по окончании стал петь на радио и играть в оркестре на арабской лютне уд. Его сестра Амаль тоже проявляла себя как певица, успешно выступая под псевдонимом «Асмахан». Дуэт брата и сестры сняли в кинофильме в 1941 году. Фарид дал согласие на это только после того как ему разрешили написать всю музыку в фильме. Впрочем, звезда Асмахан горела недолго – в 1944 году девушка погибла (по одним источникам, в автокатастрофе, по другим – утонула). «печальный принц» не стеснялся пользоваться своим успехом. Бурные романы, игра на скачках, ночная жизнь – он не ограничивал себя в тратах и развлечениях. Мать отреклась от него. За него дрались самые видыне певицы, танцовщицы и актрисы того времени. У него был роман с Самией Гамаль, он даже назанимал денег и поставил фильм с собой и Самией в главных ролях. Через пять лет они расстались со страшным скандалом. Фарид продолжал сниматься на ведущих ролях в образе печального певца. Часто его герой носил имя «Вахид» (одинокий). Практически с каждой актрисой у него был роман, но ни разу он не бы женат – утверждал, что брак разрушает искусство. Незадолго до революции в Египте он даже близко сошелся с супругой египетского короля. Королю, это естественно, не понравилось, но тут подоспела революция, и короля выдворили их страны. Жена тут же с ним развелась, чтобы вернуться в Египет а Фариду. Журналисты были в восторге и смаковали подробности этой истории. Фарид Аль-Атраш был исключительно талантлив. Помимо незаурядных вокальных данных, был известен как «король игры на уде». Его стиль исполнения и импровизации сейчас считается классическим. Умер «печальный принц» в Бейруте в 1974 году, не исполнив своей мечты – сочинить песню для Ум Кольсум. Автор статьи- Станислав Пугач. Журнал "Ориенталь" №1(3), зима 2006.

Ольга Замрева: Переведу в ближайшее время:) Или кто раньше меня переведёт - велком, как говорится! Mohammed Abdel Wahab ABDUL WAHAB - THE FATHER OF MODERN EGYPTIAN SONG by Habeeb Salloum* From the 1930's to well into the 1970's, Muhammad Abdul Wahab was, to the vast majority of Arabic speaking peoples, a giant in the world of Middle Eastern entertainment. Every Arab who could afford it bought his records or tapes and listened for hours to his singing on radio and, later, television. His captivating voice brought to their mind the glorious days of Arab culture -- the time when Arabic music and song were the epitome of merriment. His rendering in melody of the classical poetry from the Arab's golden age and that of their modern struggle against Western colonialism inspired in his listeners a feeling of pride in their rich heritage. I remember, in the 1950's, being bewitched with his voice as he sang these words of Ahmad Shawky, an Egyptian poet who became famous in the early part of this century: "Greetings to the gentle breezes of River Barada, Never-ending are the tears, 0 glorious Damascus. The blood of our martyrs, France knows well, And knows that it is truth and Justice." These words would thrill and imbue me with an appreciation of Arab history and entertainment and, at the same time, gave me immense enjoyment. Muhammad Abdul Wahab, modern Egypt's best known singer/composer and actor, died of heart failure on May 3, 1991 after a musical career spanning 74 years. In those decades he rose from a humble beginning to become the star of Egyptian song and a legend in the world of modern Arabic music and melody. Dubbed the 'musician of generations,' his music delighted for years people of all ages. During this long period, which began in his teens, he composed for himself and other leading Arab singers over 1,800 romantic and patriotic songs. His compositions for the late Umm Kalthoum, the greatest Arab songstress in history, gave both artists great fame. Abdul Wahab fell in love with music and acting as a child, joining a drama troupe at the age of seven. Later, he began to sing at religious festivals. His family wanted him to study religion at Al-Azhar University, but he rebelled and continued pursuing his passion for music. He studied traditional Arab melodies at the Arab Music Club, now the Institute of Arab Music, and followed this by becoming familiar with Western music at the Bergran School in Cairo. In the years to come, his remarkable musical memory and fine baritone voice helped him achieve great popularity and influence among the young in the world of music and song. For decades his improvisation on the Oud [lute], composing and singing, captivated millions of Arabs and won him great fame. His early musical career coincided with the revival of Arabic music in the Middle East. Always thinking of new ways to enrich traditional song, he often combined the oriental quarter tone melodies with Western themes. Representing a generation in transition, he is responsible for far-reaching changes to Arabic music and is credited by art critics for giving modern Arabic songs their current musical form. His superimposition of a mixture of Western musical instruments on a foundation of Arabic melodies captured the hearts of millions and made him a much loved musical personality. Besides his compositions and singing, he became a well-known actor. His first movie was produced in 1933. Until 1946 he starred in six other films which continue to be regularly screened on television throughout the Arab countries. In the 1920s, Abdul Wahab became a close friend of the late well-known poet Ahmad Shawky and set that bard's verses to music. A poet laureate of the Egyptian King Farouk, Shawky helped Abdul Wahab socially and he became a traditional star at princely parties. In the ensuing years, his association with the opulent aided in his climb to stardom and earned him the title, `singer of princes.' A soft-spoken, tall and bespectacled man, Abdul Wahab continued, in his songs, to exalt the wealthy until the Egyptian monarchy was overthrown in 1952. After the revolution which was led by young nationalist army officers, his view of life radically changed. His songs became more inspiring and patriotic and he produced some of his finest works. Among these were "The Eternal Nile," "Damascus," "Palestine," the musical scores for Egypt's national anthem and the national anthems of Oman and the United Arab Republic. His last song "Min Gheir Ley" [Without Asking Why], composed a few years before his death, is said to have salvaged the Egyptian song industry which had been in the doldrums. Abdul Wahab's singing was extremely popular in the Arab world and, during his lifetime, most Arab countries acclaimed him and his works with decorations. When he died at the age of 90, after a period of poor health, he was honored by Egypt with a huge military funeral at the Rabia al-Adawiya Mosque in Cairo. A six-horse carriage procession, carrying his coffin, was led by the Prime and Foreign Ministers, followed by the Ministers of Defense, Interior and Culture. The train also included Arab ambassadors and scores of well-known actors, musicians and singers, many openly weeping as they walked behind the coffin. Soldiers and police, hooking arms, formed a human shield around the procession which was proceeded by bearers of flower wreaths and the medals he had been awarded in his lifetime. Many of the people in the edging crowds had tears in their eyes as they rendered their last tribute to the father of modern Egyptian song. The Egyptian -media coverage of the funeral was equal to that afforded a major world figure. After his death, the newspapers covered, for days, his works and the radio and television stations aired his songs and movies on a continuing basis. It was a fitting recognition for the father of modern Arabic song. With the passing away of Abdul Wahab, the Arab world has lost the founder of contemporary Arabic music. For more than half a century his composing and singing -- he was still writing when he died - appealing to both young and old, made him a beloved figure. This is best reflected by a banner raised during the funeral procession which read: "Adieu to Egypt's fourth pyramid." *Habeeb Salloum, who lives in Canada, writes about Arab culture and arts. Источник http://almashriq.hiof.no/egypt/700/780/ … wahab.html

Ольга Замрева: Abdel Halim Hafez Соловей НИЛА Новое поколение звезд пришло после Второй мировой войны. Они взяли все то, что было сделано до них, создали на этом фундаменте ещё более популярные вещи, и разнесли арабскую музыку по всему миру. Абдель Халим Хафез (Abdel Halim Ismail Shabana) родился в 1929 году в маленькой деревушке в египетской провинции Аль-Шаркия. Его мать умерла во время родов, а отец - пять лет спустя. До 1948 года, когда Абдель Халим закончил Академию арабской музыки, он не создал ничего примечтельного. Решающую роль в его судьбе сыграла революция 1953 года Песни, которые пел Абдель Халим Хафез, понравились новому президенту, и он активно поучаствовал в карьере молодого исполнителя. Абдель Халим моментально вознесся на вершину и стал «золотым мальчиком» революции. Как и большинство современных ему исполнителей, он играл в кинофильмах, в частности, в первом египетском цветном кинофильме «Делайла». Впрочем, своим успехом он обязан не только политической грамотности. Абдель Халим Хафез был обладателем очень характерного и необычного голоса, который отчетливо выделяется даже на записях невысокого качества. За свой голос он заслужил прозвище «Андалиб» (соловей). До 60-х Абдель Халим Хафез в основном пел короткие, легкие песни, но потом обратился и к классическим композициям, которые для него писал Мухаммед АВбдель Вахаб. Этим он заслужил уважение и среди поклонников более традиционной музыки. Практически всю жизнь Соловей Нила не отличался отменным здоровьем и умер в 1977 году. После его смерти как минимум четыре египтянки покончили с собой. Многие из записанных им более чем 260 песен и сейчас находятся в лидерах продаж. Автор статьи- Станислав Пугач. Журнал "Ориенталь" №1(3), зима 2006.


Yasminka Lady: Вот уж точно - 4 столпа. Великие люди.



полная версия страницы